Serge Ts (discriminant) wrote,
Serge Ts
discriminant

Category:
  • Mood:
  • Music:

Схема метро: решил поучаствовать в конкурсе

Картинка для привлечения внимания по мотивам этой песенки.
Те из вас, кто иногда заглядывает в ru_metro или в Метроблог, возможно, помнят вот этот пост с моим предложением единой схемы для московского метро и пригородных электричек. С тех пор прошло много времени, и тут вдруг Городские проекты договорились с метрополитеном и объявили конкурс на лучшую схему. Говоря коротко, я доработал свою и решил с ней поучаствовать. Что получилось, смотрите — вот целиком, на обзорном масштабе—


вот — покрупнее:
а  вот, собственно, векторная pdf-ка.

Почему она именно такая? Попробую рассказать по порядку:


Станции

Когда-то давно, просматривая лебедевскую коллекцию старых схем, я наткнулся вот на такую монструозную конструкцию (если кто не понял, это схема центральной части метро с обозначенными коридорами пересадок и выходами в город):
«Интересно, подумал я, — а нельзя ли то же самое изобразить чуть покомпактнее?» Сперва получилось примерно так:
Квадрат в роли значка станции хорош тем, что это - очевидная метафора станционного зала, с двумя торцами и двумя путевыми стенами. Но всем остальным он плох и непривычен - создаёт кучу неприятных углов на схеме, за которые цепляется глаз, а ещё повёрнутые под разными углами квадраты зрительно воспринимаются как разные символы. Я попробовал объединить плюсы традиционного для станций круга и удобного для пересадок квадрата — получился своего рода «располневший» квадрат. С одной стороны, у него есть четыре очевидных стены, как у станции; с другой стороны, он выглядит мягче, и главное — у него почти постоянная ширина: под каким бы углом он ни был повёрнут, в него с одинаковым успехом можно вписать какой-нибудь символ: значок вокзала, лифта, или номер — раз уж бриф предлагает подумать о нумерации.
 

Кстати, о лифтах. Полное впечатление, что указанная в брифе фраза «станции, приспособленные для маломобильных граждан, должны быть отмечены соответствующим знаком» подразумевает значок «инвалид на коляске»l, но я сознательно решил обозначить эти станции более нейтральной пиктограммой лифта — пока что в московском метро слишком мало станций, обеспечивающих безбарьерный вход; безбарьерных пересадок, считай, нет вообще, так что о приспособленности отдельных станций для тех, кто вынужден пользоваться коляской, говорить пока как-то кощунственно. А лифты как таковые могут быть полезны не только им, но и многим другим категориям пассажиров.

Стоит отметить, что та же форма «располневшего квадрата« используется в логотипах харьковского и днепропетровского метрополитенов (на фотографии справа — логотип у входа на станцию метро в Харькове) — так что в использовании такой формы есть даже некоторая преемственность, хотя на харьковских схемах станции-то как раз круглые.



Ещё раз о пересадках

Чтобы изображение топологии пересадок было как можно более ненавязчивым, я решил ограничиться одним параметром — информацией о том, в начале, середине или в конце зала находится вход на пересадку. Скажем, из старой схемы пересадок, приведённой выше, видно, что пересадки между Театральной и Площадью Революции в разных направлениях разнесены и идут в обоих случаях из центра зала одной станции в торец другой; но чтобы не загромождать схему, мы соединяем единственным «коридором» центры обеих станций. В конкретном случае с Театральной (в единственном месте) я пошёл ещё дальше в сторону упрощения: если стоять в центре зала лицом к Новокузнецкой, то лестница на Охотный ряд будет слева, а на Площадь Революции слева, а на схеме — наоборот; но стоя в центре зала уже можно легко сориентироваться по указателям, зато при таком расположении станций на схеме аккуратнее группируются подписи.

Я решил не сильно графически отделять пересадочные станции от обычных - кажется, достаточно просто чёрной рамки. Пухлая и отчасти «детская» форма станции, к которой мы пришли выше, диктует и оформление всего узла: станции находят друг на друга и соединяются плавными кривыми переходами. Для кроссплатформенных пересадок выбрано очевидное решение c двухцветными значками: оно, пожалуй, немного громоздко, но, надеюсь, уменьшит число несложившихся встреч «на Китай-Городе оранжевой линии».


Линии

В дизайне схем метро с самых древних времён борются два направления — условно назовём их «топологическое» и «топографическое». Первое из них долгое времядоминировало на московских схемах: все помнят слепленные вплотную станции на радиальных линиях, выходящих из центра строго вверх или вниз. Однако со временем простая топология московского метро уходит в прошлое (вот уже и ТПК на подходе), так что на перспективу можно рассчитывать только на «топографический» вариант — с заметными перегонами и гнутыми линиями на окраинах. Безусловно, нет оснований не сохранить для линий традиционный для всего мира шаг в 45º по углам; линии скруглены, чтобы глаз не цеплялся за углы. Радиус скругления в разных местах различен; если его зафиксировать, то для того, чтобы, скажем, подвести Калужско-Рижскую линию к обеим кроссплатформенным пересадкам, придётся сделать слишком много изгибов и потерять цельную картину центра как нескольких пересадочных узлов, соединённых линиями: пропадёт «треугольник» между Лубянкой, Тургеневской и Китай-Городом.

Я поставил перед собой задачу минимизировать число заметных глазу изгибов линий в центральной части схемы, в частности, Сокольническая и Замоскворецкая линия намеренно выпрямлены, чтобы разгрузить центр от лишних смен направления взгляда. По возможности, за пределами центра повороты линий географически обусловлены — например, мимо кривого Серпуховского радиуса можно мысленно (а на будущей интермодальной схеме — и не мысленно) провести строго вертикальное Варшавское шоссе, а Горьковский радиус на Соколе изгибается вслед за Ленинградкой.



Подписи

С выбором шрифта я долго не мучался: свободный PT Sans и создавался в том числе как шрифт для навигации в общественном транспорте, и уже активно применяется — им, например, теперь набраны правила в троллейбусах. Раньше я был уверен, что заглавные буквы на схемах и указателях — один из элементов помощи иностранцам (на путевых стенах-то всегда заглавные, и чтобы сверить название, не нужно знать соответствующие строчные), но раз в брифе этого не было, зато было требование транслитерации, то, конечно, набираем со строчными. Транслитерация у меня серенькая и незаметная — по опыту ориентирования в метрополитенах Европы знаю, что обычно глазами все равно ищешь станцию по местоположению, а название нужной станции все равно не запомнишь, если оно ничего не значит на твоём языке. Курсив в Европе (например, в Германии) общепринят для переводов в навигации на транспорте.

Отдельно расскажу об алгоритме транслитерации, здесь у меня есть несколько предложений. В первую очередь, посмотрев это видео, я понял, что даже человек, который очень хорошо читает русский транслит, не угадает правильное ударение  знáчит, нáдо емý помóчь. Дальше — буква ё. В листочке «как к нам проехать», который иностранец держит в руках, может быть написано как Molodyozhnaya, так и Molodezhnaya — и «не тот» вариант можно и не признать. Поэтому я предлагаю и в латинских текстах оставить букву «ё», чтобы показать: «Внимание! Здесь что-то не то! У вас в листочке на месте этой буквы может быть что угодно». Ещё я предлагаю не мешать иностранцам узнавать знакомые корни, если это не усложняет написане; поэтому у меня Telecentr, Alexandrovsky Sad и Ploschad' Revolutsii вместо Teletsentr, Aleksandrovsky Sad и Ploshchad' Ryevolyutsii, но просто Shosse Entuziastov, а не Chausée Enthusiastov. И, наконец, «ВДНХ» и «Улица 1905 года» пишутся по возможности так, как звучат в вагонах.


Река

С рекой примерно всё понятно - для гармоничности её тоже пришлось привести к шагу в 45º. Цель изображения реки — удобство мысленного наложения схемы метро на карту города (в отличие от многих, я с этим тезисом согласен, мне действительно удобнее), поэтому я решил также изобразить Химкинское водохранилище и Нагатинскую пойму как важные ориентиры «с карты». В качестве бонуса для особо глазастых и дополнительнго ориентира, отдельно отмечены метромосты.


Электрички

Основной, большой схемой, которая будет висеть на станциях, станет интермодальная, на которой будет отмечен весь скоростной транспорт, а схема метро в вагонах станет этаким «извлечением» из неё. Соответственно, преемственность обозначений между ними должна сохраняться. Остановки электрички в рамках тенденции к сближению с метро я решил обозначить такими же распухшими квадратиками, как и станции метро, только в уменьшенном размере. Для платформ на окраинах даже удалось соблюсти правило «в каком конце зала выход к поездам, там и нарисована платформа» (однако, с Комсомольской этот фокус просто так не проходит).

Пригородным направлениям я попытался присвоить цвета на основании того, как раскрашены станционные постройки на соответсвующих участках, однако их цветовая гамма отличается сине-зелёным однообразием и, возможно, потребует доработки. Кроме цветов, я предлагаю присвоить направлениям буквенные обозначения, но это дело будущего. Предложение может быть примерно таким:
K Киевское
L Ленинградское
M Ярославское (в Мытищи)
N Нижегородское
O Окружное
P Павелецкое
Q Курское + Рижское
R Рязанское
S Савёловское + Смоленское


В брифе указан список остановочных пунктов, имеющих пересадку на метро. Среди них есть как почти настоящие пересадки — с кассами в переходе, с фразой «выход в город к пригородным поездам» на указателе — так и такие, где нужно пройти пару кварталов (5 минут, конечно, но это если знать, куда идти без указателей). Я решил отметить вторые интуитивно понятным значком — пунктирной линией, соединяющей выход метро и станцию железной дороги.


Строящиеся станции

По-хорошему, я против изображения строящихся линий на схеме, однако в нынешней ситуации они действительно строятся и действительно вероятно, что они будут введены в срок, поэтому их можно и оставить. Главное — чётко отделить строящееся от работающего. На это работает частый пунктир, пустой контур станции, и — самое заметное отличие от привычных знаков — я не обозначаю строящиеся пересадки как пересадки, а просто накладываю станции друг на друга. Также, из соображений заботы о пассажирах, я дописываю к каждому участку предполагаемый год открытия, а названия строящихся станций пишу очень светлым шрифтом.

Про эту схему, надеюсь, всё объяснил; жду вопросов и замечаний в комментариях. Когда дошлифую интермодальную, выложу и её.

Всех призываю внимательно следить за конкурсом схем (о нём пишет mymaster), а когда финалисты будут объявлены — беспристрастно посмотреть на них и проголосовать за лучшего. Тогда в Москве наконец появится схема метро, удобная для людей :).
Tags: креатив, остроконцептуальное, схемы, транспорт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 69 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →